Главная Новости Фотографии Контакты
Мадагаскар в текстах » Публикации Игоря Сида » Бывать на Мадагаскаре жизненно необходимо!


webmaster  [ 30.12.2011 ]

Веб-журнал "ПИК: Политика и культура Украины ", 05.06.2008

Литератор, переводчик современной украинской поэзии, куратор литературных проектов Игорь Сид в миру является журналистом-африканистом. Наш разговор с ним был о Мадагаскаре.

В 1980-е – 1990-е годы Игорь посещал страны африканского региона в научных экспедициях в качестве биолога. Несколько лет назад он опять обратился к тропической тематике. Обосновывая свое возвращение растущей актуальностью и перспективностью связей с Чёрным континентом. Прежде всего в области культуры и бизнеса. В командировке от посольства Анголы он организовывал первый афро-украинский фестиваль – «Дни дружбы Ангола-Украина». А в этом году в Киеве (в Киево-Могилянской академии и в галерее «Лавра») прошла его фотовыставка о Мадагаскаре.

– Сид, Вы много лет занимались проблематикой тропических стран – как журналист, и как куратор культурных акций. Побывали и в ЮАР, и в Египте, и на Сейшелах, и в Индонезии... Однако последнее время все большее внимание уделяете именно Мадагаскару. Почему?

– Акценты расставлены не мной. Мадагаскар просто является эссенцией всех свойств тропического мира. Он самый таинственный, то есть наименее изученный, он самый разнообразный по климату и живому миру, он наиболее мистичный в плане духовной культуры населения и самый пёстрый в плане внешности этого населения и местной кухни. Там есть плоские саванны и скалистые горы, дремучие джунгли (по-научному, галерейные дождевые леса) и пустыни с кактусообразными осьминоговыми деревьями.
И при всём при этом у него – самое длинное и таинственное название из всех островов. Таинственное, потому что в нём, как в какой-то мантре, повторяются четыре одинаковые гласные. Трудно представить, чтобы Голливуд сделал мультфильм «Борнео» или «Бали»... Кроме того, Мадагаскар – это одновременно и остров, и отдельное независимое государство, – то есть, буквально, вещь в себе. Кстати, американский кинематограф не первый раз обращается к его образу или имени: у Вуди Аллена в «Проклятии нефритового скорпиона» используется волшебное заклятие: «МАДАГАСКАР»!

Все перечисленные качества Великого острова привели к тому, что он присутствует в литературе и искусстве большинства европейских стран, независимо от наличия у них контактов с Мадагаскаром. Но в первую очередь, разумеется, в культуре Франции, которая завоевала остров в 19-м веке. И теперь, через полвека после деколонизации, французы ностальгируют по нему, как по второй родине. Как правило, Мадагаскар возникает в текстах, на картинах, и в музыке и драматургии именно в качестве символического земного рая или некой Терра Инкогнита, куда хочется, но очень трудно попасть. Мы с коллегами собрали целую книгу из произведений русской литературы, замешанных на образе Мадагаскара – от Льва Толстого до Пригова. И приложением там будет, как яркий пример возникновения Мадагаскара в литературе украинской, фрагмент из романа Юрия Андруховича «Московиада»...

– Среди Ваши мадагаскарских фотографий есть такие, которые выглядят особенно загадочно. Почему, например, некоторые лемуры сидят – что на ветках, что на земле – в такой… «буддистской» позе?

– Этот вопрос задают буквально все зрители. Но всё очень просто. Биологический вид, о котором идёт речь – кошачий лемур, или катта. Перед рассветом в местах их обитания выпадает обильная роса. И шерсть бедных катт сильно отсыревает, становится практически непригодной для «ношения». Поэтому, дождавшись утреннего солнышка, лемуры садятся в позу лотоса, положив ручки на раздвинутые коленки, и как бы поют про себя, в уме, Гимн Восходящему Солнцу! Это действительно выглядит весьма медитативно, невозможно представить, что перед нами – явление природы, а не культуры...

– Игорь, то «почему именно Мадагаскар» мы обсудили, но, наверное, есть объяснение и тому, «зачем Мадагаскар»?

– Ответ в чём-то аналогичный. Поскольку Мадагаскар – типичная тропическая страна, самая-самая из всех, он является символом Юга. А Юг, в лице прежде всего стран Третьего мира – это ведь средоточие проблематики сегодняшнего и тем более завтрашнего дня. Поэтому, думая о Мадагаскаре, мы приближаемся к самым острым – и больным, и перспективным – темам современности. СПИД, голод, недостаток воды, экологические бедствия, политические и межконфессиональные конфликты… Мир цивилизованный должен понимать, что благосостояние, приобретённое за счёт грабежа остального человечества в тысячелетие колониальной эпохи, сегодня налагает обязательство – этому остальному человечеству помогать. В этом плане Мадагаскар – типичная «третья» страна. Ежегодно мы слышим в новостях о нескольких новых смертоносных циклонах и наводнениях на Острове. Периодически наводнения сменяются засухой, – ещё один результат деятельности технократического «белого человека». Даже такой страшный аспект Юга и Третьего мира, как международный терроризм, имеет отношение к Великому острову. Один из лидеров Аль-Каеды, близкий родственник Бен Ладена, по сведениям Интерпола, пробует обосноваться именно на Мадагаскаре.

– Несмотря на эти безусловные минусы, мало кто отказался бы от возможности посетить экзотический остров…

– Конечно же, достоинства и бонусы тропического мира превосходят собой все негативные моменты! Девственная тропическая природа и, с другой стороны, душевная чистота и жизнерадостность тамошних жителей – это именно то, чего недостаёт тому же самому цивилизованному миру. Недаром тот же голливудский мультик изображает – с определённой долей домысла, конечно – земной рай именно на Мадагаскаре.

Очевидно ведь, что развитие современной цивилизации делает ущербным и прерывистым контакт человека с его биологической средой. Это требует компенсаторных усилий, недаром во всём мире всё стремительнее развивается сфера туризма. В художественной литературе снова, – как во времена Античности с её периплами, то есть описаниями плаваний вдоль берегов, – всё больший размах приобретает жанр путешествий. Писатель Мишель Уэльбек во Франции (кстати, родившийся неподалёку от Мадагаскара, на Реюньоне), с его бестселлерами «Платформа», «Тенерифе», сборником эссеистики «Мир как супермаркет» – апостол этого движения... У нас в Украине назову, например, Ирэну Карпу с её «туристическими» романами. Надеюсь, что это направление продолжит расширяться.

Так что периодически бывать на каком-нибудь Мадагаскаре или Борнео, дышать первозданным воздухом и общаться с добрыми и мудрыми туземцами – становится для современного человека жизненной необходимостью.



Беседовал Александр Моцар