Мадагаскар и Коморские острова у восточного побережья Африки - место обитания удивительных видов животных, большинство из которых — эндемики этих островов (т.е. встречаются только там). Например, только там обитают низшие приматы лемуры. Слово «лемур» переводится как «привидение». Возможно, к «привидениям» этих зверьков причислили из-за того, что большинство из них ведет ночной образ жизни, нарушая тишину тропического леса своими пронзительными тоскливыми криками.
Лемурам Мадагаскара принадлежит особое место в истории эволюции приматов. Как писал Томас Хаксли*, "существует лишь один истинный структурный разрыв в последовательности форм головного мозга приматов; он не связан с переходом от человекообразных обезьян к человеку; это разрыв между низшими и самыми низшими приматами, иначе говоря, между обезьянами Старого и Нового Света, с одной стороны, и лемурами, с другой". Только на Мадагаскаре у этих примитивных приматов развились сложные формы общественной жизни в постоянных группах, они ведут дневной образ жизни и питаются плодами подобно высшим обезьянам крупных материков. Они позволяют нам взглянуть со стороны на эволюционный потенциал и экологические силы, которые сформировали наших отдаленных предков.
* (Гексли (Хаксли) Томас Генри (1825-1895), английский биолог, соратник и последователь Ч. Дарвина, иностранный чл.-корр. Петербургской Академии Наук (1864), президент (1883-1885) Лондонского королевского общества. - Прим. ред.)
Остатки древнейших лемуроподобных обнаружены в эоценовых отложениях Европы и Северной Америки. Эти животные, относящиеся к семейству адапидовых, были "первыми приматами, с признаками современных форм" (Simmons, 1972). Адапидовые имели еще более удлиненную, чем у современных лемуров, морду и еще меньший по сравнению с весом тела мозг. Возможно, что они полагались на обоняние значительно больше, чем на зрение. Современные лемуры в своей повседневной жизни также в значительной степени пользуются обонянием, а их мозг имеет гораздо меньшую зрительную кору, чем мозг настоящих обезьян Старого и Нового Света. Лемуры и обезьяны имеют различия в строении костей, образующих среднее ухо, и в строении кисти: у лемуров самым длинным является четвертый палец, а у обезьян, человекообразных обезьян и человека - третий. У лемуров развит "зубной гребешок". Нижние резцы и клыки располагаются горизонтально и направлены вперед. Они используются для того, чтобы соскабливать смолу с деревьев и чистить мягкую шерсть у других лемуров. Однако наиболее существенным отличием является маленький головной мозг. Кажется, что на материках, где лемуры конкурировали с обезьянами, последние просто "перехитрили" их.
В эоцене, когда адапидовые переживали период расцвета, Мадагаскар уже отделился от Африки. Лемуры могли переправиться сюда на бревнах или на плотах из плавающей растительности, уцепившись всеми четырьмя лапами за омываемые волнами ветви. В периоды понижения уровня моря появлялись, вероятно, узкие полоски суши, связывавшие остров с материком. Нельзя точно сказать, была ли миграция лемуров на остров однократной или многократной. Самые мелкие лемуры настолько напоминают мелких африканских галаго, что можно предположить существование у них в недавнем прошлом общих предков, или, возможно, обе эти группы остались в нише самых древних приматов. Иан Тэттерсэлл утверждает даже, что современные Hapalemur и Lepilemur настолько близки к ископаемым адапидовым, что они обособились друг от друга еще до того, как попали на Мадагаскар.
Мозамбикский пролив медленно расширялся. Когда в олигоцене, примерно 30 млн. лет назад, появились настоящие обезьяны, они уже не могли попасть на Мадагаскар. На материках полуобезьяны, включая галаго, потто и медлительных стройных лори, сохранились как одиночные насекомоядные животные, ведущие ночной образ жизни. Их взаимоотношения в сообществах ограничиваются тем, что животные совместно проводят день в одних и тех же укрытиях, отвечают на отдаленные крики родичей и оставляют пахучие метки. Только на Мадагаскаре лемуры смогли занять ниши обезьян, а в некоторых случаях - даже травоядных копытных животных.
В зависимости от желания создать более дробную или более обобщенную классификацию можно выделить от трех до пяти семейств лемуров. Выявлено 12-13 существующих и 6 вымерших родов, примерно 26 существующих и 12 вымерших видов. Несколько видов далее подразделяются на подвиды, обитающие в разных частях острова и обычно территориально разделенные крупными реками.
Это удивительное разнообразие, особенно если учесть, что вымершие формы являются только субфоссильными. По данным радиоуглеродного анализа, всего тысячу лет назад они еще существовали (Tattersall, 1973). Они сосуществовали с живущими ныне видами лемуров и с первыми людьми, поселившимися на острове. Кости этих животных найдены в тех же слоях отложений, что и глиняная посуда, в которой их варили. О них до сих пор упоминается в малагасийских легендах; некоторые из этих животных, вероятно, еще существовали в момент появления первых европейских поселенцев. Этьен де Флакур в 1650-х годах сообщал о существовании "третретретре, величиной с двухлетнего теленка, с круглой головой и человечьим лицом, с обезьяноподобными конечностями, курчавой шерстью, коротким хвостом и ушами, напоминающими уши человека".
Эволюция продолжается и в настоящее время. Для видов и подвидов лемуров характерно большое разнообразие хромосомных различий, что свидетельствует об активной дивергенции различных популяций. Действительно, комплекс влажных лесов и сухих редколесий Мадагаскара напоминает по своим условиям архипелаг островов, где эволюция происходит быстрее, чем на полностью изолированных островах или на больших по площади сплошных участках суши. Этим объясняется разнообразие лемуров Мадагаскара, как, впрочем, и всех других постоянно развивающихся форм жизни.
В восточных влажных тропических лесах района Перинэ, где наряду с видами, населяющими прибрежные низменности, встречаются виды, обитающие на больших высотах, в одном массиве можно встретить до 10 видов лемуров. Крупные листоядные индрииды представлены индри - крупнейшим из существующих лемуров, рядом с которым обитает диадемовый сифака. Здесь же встречаются два вида собственно лемуров (Lemur), а также лемур вари и гапалемур, питающийся бамбуком. Все эти виды занимают определенные ниши в ряду животных, ведущих дневной образ жизни. Еще пять видов ночных лемуров появляются в сумерках, когда начинается их активная разнообразная деятельность. В сухих редколесьях на западе острова или в колючекустарниковой пустыне юга можно встретить совершенно другие виды из семейств индри, лемуров и семейств, представители которых ведут ночной образ жизни. Только проехав по всей территории острова и заглянув в каждый лесной массив, можно познакомиться со всем великолепным набором мадагаскарских лемуров. Но по мере того как сводятся леса, исчезают и целые виды этих полуобезьян.
Вымершие гиганты
Все субфоссильные лемуры были более крупными, чем обитающие сейчас на Мадагаскаре. У существовавших ранее Varecia insignis и V. jullyi размер черепа был на 15% больше, чем у современного лемура вари. Существовала и Daubentonia robusta, более крупная, чем современная руконожка. Крупные индри Mesopropithecus pithecoides и М. globiceps, родственные сифакам, были размером с мартышку.
Другие ранее обитавшие животные были еще крупнее и не походили ни на одного из сохранившихся лемуров. Paleopropithecus ingens и Archaeoindris fontoynonti держали тело в вертикальном положении, имели уплощенный лицевой диск и округлый череп. Paleopropithecus не прыгали, как индри, а цеплялись крупными лапами и взбирались на деревья, подобно современным орангутанам или даже ленивцам. P. ingens имел такие же размеры, как современная самка шимпанзе. Archaeoindris, если судить по одному найденному черепу, был еще крупнее. Еще два рода вели наземный образ жизни. Archaeolemur majori и A. edwardsi напоминали небольших павианов - у них были такие же трущие зубы и передние и задние конечности равной длины, приспособленные к передвижению по земле. Более быстроногие Hadropithecus stenognathus имели конечности такой же длины, как у мартышки-гусара; питались они твердыми семенами, подобно предкам человека.
Наиболее крупным из всех лемуров был Megaladapis. M. edwardsi весил, возможно, 200 кг - как крупный самец орангутана. Другие виды - М. madagascariensis и Mgrandidieri - имели такое же телосложение, но были не такими крупными. Они стояли ближе к настоящим лемурам или гапалемурам, чем к индри. Для этих животных были характерны мощные челюсти, похожие на челюсть коровы, и крупные коренные зубы; тяжелый скелет напоминал по строению скелет лемуров, а передними лапами они могли обхватить ствол дерева. Возможно, что они, подобно неким гигантским коала, могли держаться за ствол вытягивая шею и используя язык для того, чтобы подтянуть ветки с листьями. При необходимости перейти с одного дерева на другое они передвигались по земле неуклюжими прыжками, подобно лягушкам. Все это происходило до появления на острове человека.
Р и с. 11.16. Что мы утратили. Второй ряд, слева направо: Megaladapis, Archaeoindris, Paleopropithecus, Archaeolemur. Первый ряд: Hadropithecus, а также мышиный лемур и индри - самый маленький и самый большой из существующих в настоящее время лемуров. Все эти виды были обнаружены вместе при раскопках в районе Ампасамбазимба (Э. Джол-ли)
Что же случилось потом? По вопросу о причинах их исчезновения велись долгие споры. Существенных изменений климата не происходило по крайней мере в течение 1000 лет после того, как от этих видов остались только кости, лежащие сейчас на безжизненном плато в сотнях километрах от леса. Представляется более вероятным, что к исчезновению почти трети видов лемуров привели пожары, нарушение местообитаний и охота. Разведение зебу вызвало расширение лугов и создало сильную конкуренцию соответствующей дикой фауне. Мадагаскар был "потерянным миром", где сохранялись и эволюционировали присущие лишь ему виды, в том числе и создания, о которых сейчас можно узнать лишь в легендах.
Они вымерли потому, что люди не думали о возможности их гибели и не заботились об их сохранении.
То была первая волна исчезновения видов на Мадагаскаре. Вторая наступает в настоящее время.
Из статьи Элисон Джолли, Ролан Алъбинъяк и Жан-Жак Петтэр
Внутренняя систематика
Количество известных или различаемых видов за последние годы резко повысилось. Ещё в 1999 году к лемурообразным относили 31 вид (Nowak, 1999), а в 2008 году их стало 97. Следующий список содержит систематику лемурообразных до уровня родов.
семейство руконожковые (Daubentoniidae)
семейство карликовые лемуры (Cheirogaleidae)
Волосатоухие лемуры (Allocebus)
Крысиные маки, карликовые лемуры, хирогале (Cheirogaleus)
Мышиные [карликовые] лемуры, карликовые маки (Microcebus)
Вильчатополосые лемуры, фанеры (Phaner)
семейство лепилемуровые (тонкотелые лемуры) (Lepilemuridae)
семейство лемуровые (Lemuridae)
Полумаки, кроткие лемуры, гапалемуры, полулемуры (Hapalemur)
Маки (обыкновенные) лемуры (Lemur)
Тонкотелые лемуры, лепилемуры (Lepilemu)
Эулемуры (Eulemur)
Вари (Varecia)
семейство индриевые (Indriidae)
Аавагисы (Avahi)
Сифаки (Propithecus)
Индри (Indri indri)
Разделение живущих ныне лемурообразных на пять семейств морфологически и генетически хорошо обосновано, однако их эволюционная история ещё не до конца прояснена. Руконожковые, без сомнений, являются самой ранней отколовшейся ветвью и сестринской группой всех остальных лемурообразных.
По материалам сайтов
http://geoman.ru
http://mammals.ru
wikipedia