Мальгаши очень миролюбивы. Ненависть к насилию побуждает их быть сдержанными и вести переговоры. Мальгаш способен пойти на уступки, которые скорее всего были бы доказательством большой слабости, если бы они не были в действительности проявлением глубоко укоренившегося правила: худой мир лучше доброй ссоры. Это отвращение к насилию дополняется острым чувством справедливости. Справедливость в их понимании это само уважение к человеческой личности, и это, по их мнению, самое малое, чем должен обладать каждый (Рабеманандзара 1956: 41).
Образование на Мадагаскаре
Первые школы были открыты британскими миссионерами в г. Антананариву в 1818. Обязательно 5-летнее начальное образование, которое дети получают в возрасте с 6 до 11 лет. Среднее образование (7 лет) начинается с 11-летнего возраста и проходит в два цикла – 4 и 3 года. Наряду с государственными работают частные школы. В систему высшего образования входят 5 университетов и 3 колледжа. В 2002 в университете г. Антананариву (осн. в 1961) работали 635 преподавателей и обучались 14,07 тыс. студентов. Обучение ведется на французском и малагасийском языках.
Более 100 лет действует Национальная академия искусств, изящной словесности и естественных наук Мадагаскара – старейшая академия наук в Африке. В 2003 грамотными были 68,9% населения (75,5% мужчин и 62,5% женщин).
Система хозяйства
На Мадагаскаре сохраняется в основном порайонное разделение труда, возникшее очень давно и обусловленное разнообразием географических условий острова. Население влажного тропического района на восточном побережье занимается земледелием и рыболовством. Скотоводство является у них подсобным. Основная культура — рис, его сажают на естественно заболоченных почвах. На центральных плато рис требует искусственного орошения, поэтому здесь вся местность покрыта сетью каналов и сложных ирригационных сооружений. Рис сажают по горным склонам на широких террасах, веером спускающихся вниз, а также в речных долинах. Стены полей — террас плотно складывают из камней и глины, а по краю их проводят неглубокие канавки, отводящие на поля горные ручьи и потоки. Вся система земледелия на Мадагаскаре очень близка к земледелию Юго-Восточной Азии. На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства — скотоводство, а доля земледелия невелика. Население центральных плато, которые высоко подняты над уровнем моря и обладают умеренным климатом, занимается как скотоводством, так и земледелием. Уход за скотом (выпас, дойка пр.) — почетная обязанность мужчин и подростков. И здесь численность скота определяет богатство крестьянина; скот почти не режут на мясо. А поскольку плодородие земли ассоциируется с деторождением земледелие считается делом женским, особенно обработка почвы и сбор урожая (Шпажников 1981: 134).
Мальгаши разводят зебу — одногорбых небольших быков и коров, а также мелкий скот (овец, коз, свиней) и всевозможную домашнюю птицу. Кроме риса, мальгаши сажают бобовые (фасоль и горох), немного кукурузы (на юге острова), бататы, картофель, различные овощи, а также разводят сады. Шелководство получило распространение лишь в XX в., а раньше собирали коконы в лесу.
Коноплю сажают для технических нужд; кроме того, её высушенные листья используют для курения. Табак обычно не курят, а жуют (Третьяков 1964: 94).
Охота является лишь спортом: в хозяйстве она уже не играет никакой роли. Рыболовство и охота на морских животных занимают значительное место в жизни прибрежного населения, особенно на западе. Для этого применяются большие лодки с балансирами, совершенно аналогичные морским лодкам Океании и Индонезии. Рыбу ловят также в реках, озёрах, болотах и даже на рисовых полях, на долгое время заливаемых водой из рек. Женщины и дети, бродя по колено в воде, «вычерпывают» рыбу специальными большими корзинами с редким плетением (Ольдерогге 1954: 620).
Жилище и архитектура
Мальгаши живут в прямоугольных домах. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова.
На восточном побережье, где преобладает жаркий и влажный климат, сооружают легкие постройки, состоящие из деревянного каркаса, обитого черешками пальмы рафии или бамбуковыми планками. Для защиты от сырости строения обязательно располагают на столбиках-сваях. Для вентиляции делают две двери на обеих боковых стенах.
На жарком засушливом юге и западе легкий каркасный дом ставят прямо на землю и устраивают одну небольшую дверь. На расположенных высоко над уровнем моря центральных плато с довольно суровым климатом мальгаши строят солидные глинобитные или кирпичные жилища на высоком фундаменте, располагая их строго с севера на юг. Дверь и окно устраивают в западной длинной стене дома, что предохраняет от проникновении холодных юго-восточных ветров. Двускатная крыша, крытая соломой или черепицей, с высоко поднятой коньковой балкой опирается на деревянные столбы.
В последнее время на центральных плато главным образом зажиточные люди строят одноэтажные дома из сырцового кирпича на очень высоком фундаменте с верандой, деревянным полом и черепичной крышей.
Внутреннее убранство мальгашского дома отличается простотой и удобством. Стены и пол покрыты красивыми тростниковыми циновками. Вокруг очага, расположенного в южной половине дома, расставлена утварь: глиняные горшки с водой, калебасы, металлическая посуда, ступка с пестиком для обдирания риса, а также орудия труда. Иногда в северной половине стоит кровать главы дома — громоздкое высокое деревянное сооружение с закрывающимися створками. Створки и деревянная основа кровати покрыты богатой резьбой, изображающей бытовые сцены, а также людей и животных. На кровати имеются матрац, подушки и покрывало. На полках этажерки расставлены корзины разной формы и величины, в которых хранятся вещи, продукты, утварь: большая прямоугольная корзина с крышкой — для одежды; корзины с овощами, рисом, приправами; корзиночки для шелковичных коконов и ниток и т. д. Здесь находятся также обеденные принадлежности: деревянные резные или металлические ложки, деревянные и фаянсовые тарелки (Орлова 1958: 95).
Предки малагасийцев жили в хижинах или в домах различного типа, которые отличались друг от друга формой крыши, размерами и материалом. Наиболее древним типом жилищ было трану тумбука. Это землянка или полуземлянка с жилым помещением, углубленным в грунт. Крыша трану тумбука опиралась на грунт, землянка имела только один выход. В настоящее время трану тумбука сооружаются лишь как временное пристанище для туристов и охотников. В трану тумбука постоянно живут и по сей день птицеводы на болотистых почвах, однако современные трану тумбука хоть и невелики по размерам, но строятся выше уровня грунта, имеют настоящую крышу и иногда отапливаются. Все жилища мальгашей ориентированы на запад. В старину особо уважаемых гостей усаживали к северу от очага, менее почетным считалось место к востоку, а самые младшие по положению или возрасту могли претендовать лишь на места к югу (Корнеев 1977: 72).
В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций.
Ремесла
Традиционная резьба по дереву одновременно напоминает скульптуру народов Океании (столбы «алуалу» высотой до 5 м и фигуры умерших на кладбищах у народов махафали и сакалава) и Африки (разнообразные маски и парные статуэтки). Национальная школа живописи сформировалась после получения независимости. Художники – Э. Рабесахала, В. Равелунануси-Разафимбелу, Л. Радзунус. Известно за пределами страны имя современного художника по батику Жана Баптиста.
Широко распространены ремесла и художественные промыслы: ткачество, плетение корзин, циновок, разнообразных чехлов, шляп и пр. из волокон пальмы рафии, камыша и тростника, изготовление из дерева домашней утвари, игрушек и сувениров, вышивка скатертей и изделий из шелка.
Тонкие ювелирные работы по золоту и серебру, гранение камней, а также торговля ими сосредоточены в руках мальгашских предпринимателей и мастеров.
Мальгашские кузнецы, работая несложным инструментом, изготовляют весь необходимый крестьянину инвентарь. При этом они используют меха совершенно иной формы, чем африканские чашечные. Мальгашские меха состоят из двух полых цилиндров с поршнями, двигая которые попеременно за ручки, помощник мастера нагнетает воздух и раздувает пламя в горне. Такие меха широко распространены среди народов Юго-Восточной Азии.
Причина того, что ткацкое ремесло не утратило своего значения, заключается в том, что мальгаши упорно сохраняют одну из принадлежностей традиционной одежды, так называемую ламба (большой прямоугольный кусок ткани, которым человек драпируется как плащом). Ламба ремесленного изготовления прочнее и красивее сделанной из европейских тканей. На неё нанесен красивый традиционный узор в виде полос. Шёлковые темно-красные ламба (ламба-мена) служат погребальными саванами. Они ценятся очень дорого.
Помимо тканей, из которых делают одежду, мальгашские ткачихи изготовляют декоративные ткани из волокон пальмы рафии — рабаны. Узоры рабанов очень сложны, красочны, разнообразны и напоминают переливы змеиной кожи. Такой эффект достигается особым способом окраски пряжи в разные цвета при помощи завязанных на ней в определенном порядке узелков. Этот метод, очень распространенный в Индии и Юго-Восточной Азии, в Африке встречается только у некоторых народов бассейна Конго.
Литература
Первые письменные памятники – исторические хроники «сурабэ», записанные на малагасийском языке с помощью арабской графики, – датируются 12 в. Национальная литература основана на традициях устного народного творчества, развивается на малагасийском и французском языках. Первые опубликованные литературные произведения – многотомная историческая хроника История королей (Ф.Калле, 1872–1883), романы Андрозикели (А. Равуадзанахари, 1896), Дитя Южного Океана и Зефина и Арманд (Ц. Радзаунах, 1897). Писатели – А. Андрайна, Э. Д. Андриамалала, Р. Радземиса-Раулисун, Э.Рандриамамундзи и др. поэты – Э. Андриандзафитриму, Ле Миозотис, Ж. Наривуни, Ж. Ж. Рабеаривелу, Ж. Ж. Рабеманандзара, Раду, Ж. Райнизанабулулуна, Ф. Ранайву, С. Ратани и др. Произведения ряда авторов в переводе на русский язык отечественного филолога Л. А. Карташовой изданы в 1970–1990-е. В начале 2000-х среди молодого поколения прозаиков выделяются Мишель Ракутусон (автор нескольких театральных пьес, роман Дадабе отмечен национальной премией), поэтов – Жан Паулхан и Эли Радзаунарисон.
Музыка и пение
Национальная музыка имеет давние традиции, сформировалась под влиянием арабской (гл. обр. египетской), африканской и европейской (прежде всего французской) музыкальных культур. В 20 в. на нее оказали влияние латиноамериканские мелодии и современная поп-культура.
Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни малагасийцев.
Инструменты и стиль пения, а также значение музыки сильно разнятся, в зависимости от региона. Предполагается, что музыка жителей центрального нагорья ведёт свои истоки от австронезийской культуры, в то время как музыка побережных районов испытала сильное влияние африканских традиций.
Традиционным инструментом Мадагаскара считается валиха (малаг. valiha), струнный щипковый инструмент, изготавливающийся из полого отрезка бамбука. Содина (малаг. sodina) — бамбуковая флейта, имеющая от трёх до пяти дырочек, предположительным «предком» содины является малайская бамбуковая флейта сулинг. Кабоси (малаг. kabosy) — деревянная гитара, распространённая на острове, имеет от четырёх до шести струн и считается прямым «потомком» арабской лютни. Иногда кабоси называют мандолини (малаг. mandoliny). Другим распространённым инструментом является марувани (малаг. marovany) — деревянный ящичек с натянутыми внутри струнами, звучащий почти как губная гармоника.
На юге распространены такие инструменты как джеджи вуатува (малаг. jejy voatova), струнный инструмент с резонатором, наподобие африканского коба, и луканга (малаг. lokanga), трёхструнный смычковый инструмент.
Пение – сольное и хоровое. Помимо мадагаскарского танца салеги, распространены вальсы и танцы зук, квасса-квасса, сукус, а также сега – импровизированный сюжетный спектакль-танец в сопровождении музыки и характерного речитатива.
Особенно популярны «хирагаси» – зажигательные театрализованные народные представления с песнями и танцами, которые проводятся уже несколько столетий. Их участники в определенном месте (театр, стадион, рынок) на протяжении целого дня состязаются в мелодичности и поэтичности исполнения, а также изяществе движений и костюмов, часто к ним присоединяются зрители.
В центральном нагорье, музыка играет не только духовную и развлекательную роль, но и политическую вкупе с образовательной, то что известно под названием хирагаси (малаг. хира: песня, малаг. gasy: мадагаскарский). Хирагаси длится весь день, на протяжении которого одна или две труппы показывают (состязаются) в музыкальном исполнении, танцах и ораторском искусстве. Традиция берёт своё начало в 18-ом веке, когда первый король Мадагаскара Андрианампоинимерина использовал труппы музыкантов, чтобы привлечь внимание к своим политическим выступлениям, будучи ещё принцем. После чего данные труппы, выступавшие уже без короля, стали включать элементы политической сатиры или просто критики в музыкальные номера. Во время хирагаси высок уровень вовлечённости аудитории, которая бурно выражает удовлетворение или недовольство мастерством музыкантов или ораторов, посредством аплодисментов, подбадриванием или улюлюканьем. Хирагаси использовались и французскими колонистами, чтобы донести наиболее важные политические новости до населения, не знавшего французского языка или не умевшего читать, в основном из глубинки.
После провозглашения независимости республики Мадагаскар, хирагаси начали считать олицетворением малагасийской культуры в целом, а не только горных племён. Несмотря на то, что в основном хирагаси распространён в центральном Мадагаскаре, он завоёвывает популярность и среди берегового населения. Большинство начинающих политиков прибегает к помощи трупп хирагаси для привлечения интереса населения к их выступлениям. В целом, труппы хирагаси не являются сторонниками той или иной политической партии, однако существуют и исключения. Одной из наиболее популярных трупп на данный момент является Рамилисун Фенуариву (фрагмент выступления).
Выступление хирагаси строго регламентировано, все труппы выступающие в данном жанре обязаны следовать данной очерёдности. Так же регламентированы мужские и женские костюмы, инструменты музыкантов (среди которых практически нет традиционных малагасийских инструментов) и даже название труппы.
Более 50 лет (до 2001) выступал на сцене флейтист Ракуту Фрах. Остаются популярными группа «Дама Махалеу» (Мамо) и ее основатель певец Дама (настоящее имя – Зафимахалеу Расулуфудраулулу), исполняющие песни на малагасийском языке с 1972. В нач. 2000-х особой популярностью пользуются певцы Бодо, Тарике и Тиана, музыканты Ж. Вали, С. Рабенирайни, Радзафи, М. Ракутумала, С. Растафанахи, Русси, а также музыкальные группы «Бара», «Амбундруна», «Паззапа».
Театр
Торжества в ознаменование важных событий и религиозные обряды малагасийцев издавна содержали театральные элементы. В колониальный период первая театральная постановка – спектакль-оратория на библейские темы «Каонсеритра» – была осуществлена в 1880 группой, созданной при Лондонской христианской миссии. Первые малагасийские актеры и драматурги – Р. Андриандзафи, Н. Рабемананцуа, Ж. Радзуру и А. Ракутубе. После получения независимости работали театральные труппы «Антананариву-театр» (в 1975 поставил на малагасийском языке «Ревизор» Н. В. Гоголя), «Аналаманга», «Жаннет» и др.
Кинематограф
Начал развиваться в 1970-е. Первые художественные фильмы – Происшествие (реж. Б. Рамампи, 1973), Азаказака (реж. Ж. Лемби, 1973) и Возвращение (реж. С. Рандрасина, 1975). В 1988 картина режиссера Раймона Радзаунаривелу Таба-Таба отмечена на кинофестивале в Каннах. В 1990-е пользовались популярностью фильмы Бенуа Рамампи (Несчастный случай, Цена мира) и кинорежиссера-документалиста Цилавина Ралайндимби.
Пресса, радиовещание, телевидение и Интернет
Издаются: на малагасийском и французском языках – еженедельная правительственная газета «Вауваун'ни тулум-бахуака» (Vaovaon'ny Tolom-Bahoaka – «Новости народной борьбы») и газета «Л'Экспресс де Мадагаскар» (L'expresse de Madagascar – «Экспресс Мадагаскара»); на французском – «Ля газет де ля гранд иль» (La Gazette de la Grand Ile – «Газета большого острова»), еженедельник «Дан ле медиа деман, ДМД» (Dans le media demain, DMD – «Средства массовой информации сегодня»), «Ле Котидьен» (Le Cotidient), «Ле Нувель» (Le nouvel – «Новость») и «Мадагаскар трибюн» (Madagascar Tribune – «Трибуна Мадагаскара»); на малагасийском языке – «Ни газетику» (Ni gazetico – «Моя газета») и др.
Правительственное «Национальное информационное агентство „Таратра"», АНТА (Agence nationale d'information „Taratra", ANTA – «Отражение»), действует с 1977. Национальные радиовещание и телевидение работает с 1931, передачи ведутся на малагасийском и французском языках (радио транслирует также передачи на английском языке). В 2003 насчитывалось 70,5 тыс. Интернет-пользователей.
Спорт
На международных соревнованиях по футболу Мадагаскар представляет национальная сборная. Команда принимает соперников на стадионе «Махамасина» (22000 мест). Федерация Футбола Мадагаскара проводит Чемпионат, Кубок и Суперкубок страны по футболу.
В 2007 году в Мадагаскаре проходили Игры Индийского Океана.
Также команды AS Adema и SO l’Emyrne внесены в Книгу рекордов Гиннеса: 31 октября 2002 года матч между этими командами закончился со счётом 149:0 в пользу AS Adema.
Кухня
Кухня Мадагаскара в основном состоит из рисовых блюд (вари) с гарниром (лаука). На юге иногда заменяют рис на толчёную высушенную кукурузу. Значительное влияние на малагасийскую кухню оказали кулинарные традиции Франции, Китая и Индии, и в меньшей степени восточно-африканские вкупе с арабскими.
На острове выращивают несколько сортов риса, и выделить один главный сорт затруднительно. Способы и результаты приготовления разнятся, начиная сухим рассыпчатым рисом и заканчивая рисом по консистенции похожим на ризотто (вари сусуа). Нередко те, кто может себе позволить, готовят несколько рисовых блюд для одного приёма пищи. В качестве замены обычной воде употребляют ранун’ампангу — остатки подгоревшего риса (дающего характерный аромат), залитые кипятком, а затем отфильтрованные и охлаждённые. Широко распространено традиционное тушение вари амин’анана состоящее из риса, мяса и нарезанной зелени. На завтрак рис могут слегка посыпать сахаром или обложить фруктами, или подать вместе с лаукой из жареных яиц и сосисок. Состоятельные люди иногда заменяют рис на французский хлеб и масло, не скупясь на сахар или подслащёное молоко при желании.
Гарниры, подаваемые в обычных малагасийских семьях, сильно зависят от времени года и доступных продуктов, выращиваемых в данном регионе. Список наиболее распространённых гарниров: вуанджубури (орех бамбара, тушёный со свининой), китуза (вяленые полоски мяса зебу с пряностями), трундру гаси (белая рыба, такая как треска, сайда, пикша или мерлуза, тушёная с цуккини и помидорами), румазава (говядина жареная с имбирём, томатами и луком, декорированная зеленью), царамасу (бобы вареные в томатном соусе) и всяческие морепродукты. В качестве пряностей и приправ употребляют чеснок, лук (разных сортов), имбирь, помидоры, неострое карри и соль. На побережье также используют кокосовое молоко, ваниль и гвоздику.
В отличие от африканской кухни, малагасийской не свойственны очень острые блюда, однако в последнее время появились острые соусы-полуфабрикаты, изготовляемые на побережье из традиционных фруктов (манго, лимон и др.), набирающие популярность в стране. С некоторыми из данных соусов подаётся популярный салат ласари караути, состоящий из бобов, капусты и моркови.
Уже упоминавшийся ранун’ампангу является наиболее популярным напитком среди малагасийцев. Широко распространён кофе и чай, на острове изготавливают вино и ром. Сырое молоко практически не употребляют, используя его на производство йогуртов и сыров.
Малагасийские десертные традиции берут свои истоки из кухни туземных племён с вкраплениями французской кухни. Таким образом, десертом может считаться любой свежий фрукт посыпанный сахарным песком, начиная от обычного яблока и заканчивая экзотическим плодом баобаба или эндемичным «пок-пок». На Мадагаскаре выращивают какао отличного качества, что не могло не сказаться на локальной кухне и особенно десертах, обусловив присутствие шоколада во многих сложных десертах и французской выпечке.
Компиляция материалов сайтов
Wikipedia
Энциклопедия "Кругосвет"