Общество, культура и быт

Мальгаши очень миролюбивы. Ненависть к насилию побуждает их быть сдержанными и вести переговоры. Мальгаш способен пойти на уступки, которые скорее всего были бы доказательством большой слабости, если бы они не были в действительности проявлением глубоко укоренившегося правила: худой мир лучше доброй ссоры. Это отвращение к насилию дополняется острым чувством справедливости. Справедливость в их понимании это само уважение к человеческой личности, и это, по их мнению, самое малое, чем должен обладать каждый (Рабеманандзара 1956: 41).

 

Образование на Мадагаскаре

Первые школы были открыты британскими миссионерами в г. Антананариву в 1818. Обязательно 5-летнее начальное образование, которое дети получают в возрасте с 6 до 11 лет. Среднее образование (7 лет) начинается с 11-летнего возраста и проходит в два цикла – 4 и 3 года. Наряду с государственными работают частные школы. В систему высшего образования входят 5 университетов и 3 колледжа. В 2002 в университете г. Антананариву (осн. в 1961) работали 635 преподавателей и обучались 14,07 тыс. студентов. Обучение ведется на французском и малагасийском языках.

Более 100 лет действует Национальная академия искусств, изящной словесности и естественных наук Мадагаскара – старейшая академия наук в Африке. В 2003 грамотными были 68,9% населения (75,5% мужчин и 62,5% женщин).

 

Система хозяйства

На Мадагаскаре сохраняется в основном порайонное разделение труда, возникшее очень давно и обусловленное разнообразием географических условий острова. Население влажного тропического района на восточном побережье занимается земледелием и рыболовством. Скотоводство является у них подсобным. Основная культура — рис, его сажают на естественно заболоченных почвах. На центральных плато рис требует искусственного орошения, поэтому здесь вся местность покрыта сетью каналов и сложных ирригационных сооружений. Рис сажают по горным склонам на широких террасах, веером спускающихся вниз, а также в речных долинах. Стены полей — террас плотно складывают из камней и глины, а по краю их проводят неглубокие канавки, отводящие на поля горные ручьи и потоки. Вся система земледелия на Мадагаскаре очень близка к земледелию Юго-Восточной Азии. На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства — скотоводство, а доля земледелия невелика. Население центральных плато, которые высоко подняты над уровнем моря и обладают умеренным климатом, занимается как скотоводством, так и земледелием. Уход за скотом (выпас, дойка пр.) — почетная обязанность мужчин и подростков. И здесь численность скота определяет богатство крестьянина; скот почти не режут на мясо. А поскольку плодородие земли ассоциируется с деторождением земледелие считается делом женским, особенно обработка почвы и сбор урожая (Шпажников 1981: 134).

Мальгаши разводят зебу — одногорбых небольших быков и коров, а также мелкий скот (овец, коз, свиней) и всевозможную домашнюю птицу. Кроме риса, мальгаши сажают бобовые (фасоль и горох), немного кукурузы (на юге острова), бататы, картофель, различные овощи, а также разводят сады. Шелководство получило распространение лишь в XX в., а раньше собирали коконы в лесу.

Коноплю сажают для технических нужд; кроме того, её высушенные листья используют для курения. Табак обычно не курят, а жуют (Третьяков 1964: 94).

Охота является лишь спортом: в хозяйстве она уже не играет никакой роли. Рыболовство и охота на морских животных занимают значительное место в жизни прибрежного населения, особенно на западе. Для этого применяются большие лодки с балансирами, совершенно аналогичные морским лодкам Океании и Индонезии. Рыбу ловят также в реках, озёрах, болотах и даже на рисовых полях, на долгое время заливаемых водой из рек. Женщины и дети, бродя по колено в воде, «вычерпывают» рыбу специальными большими корзинами с редким плетением (Ольдерогге 1954: 620).

 

Жилище и архитектура

Мальгаши живут в прямоугольных домах. Материал, из которого строят их, и форма этих домов меняются в зависимости от природных условий острова.

На восточном побережье, где преобладает жаркий и влажный климат, сооружают легкие постройки, состоящие из деревянного каркаса, обитого черешками пальмы рафии или бамбуковыми планками. Для защиты от сырости строения обязательно располагают на столбиках-сваях. Для вентиляции делают две двери на обеих боковых стенах.

На жарком засушливом юге и западе легкий каркасный дом ставят прямо на землю и устраивают одну небольшую дверь. На расположенных высоко над уровнем моря центральных плато с довольно суровым климатом мальгаши строят солидные глинобитные или кирпичные жилища на высоком фундаменте, располагая их строго с севера на юг. Дверь и окно устраивают в западной длинной стене дома, что предохраняет от проникновении холодных юго-восточных ветров. Двускатная крыша, крытая соломой или черепицей, с высоко поднятой коньковой балкой опирается на деревянные столбы.

В последнее время на центральных плато главным образом зажиточные люди строят одноэтажные дома из сырцового кирпича на очень высоком фундаменте с верандой, деревянным полом и черепичной крышей.

Внутреннее убранство мальгашского дома отличается простотой и удобством. Стены и пол покрыты красивыми тростниковыми циновками. Вокруг очага, расположенного в южной половине дома, расставлена утварь: глиняные горшки с водой, калебасы, металлическая посуда, ступка с пестиком для обдирания риса, а также орудия труда. Иногда в северной половине стоит кровать главы дома — громоздкое высокое деревянное сооружение с закрывающимися створками. Створки и деревянная основа кровати покрыты богатой резьбой, изображающей бытовые сцены, а также людей и животных. На кровати имеются матрац, подушки и покрывало. На полках этажерки расставлены корзины разной формы и величины, в которых хранятся вещи, продукты, утварь: большая прямоугольная корзина с крышкой — для одежды; корзины с овощами, рисом, приправами; корзиночки для шелковичных коконов и ниток и т. д. Здесь находятся также обеденные принадлежности: деревянные резные или металлические ложки, деревянные и фаянсовые тарелки (Орлова 1958: 95).

Предки малагасийцев жили в хижинах или в домах различного типа, которые отличались друг от друга формой крыши, размерами и материалом. Наиболее древним типом жилищ было трану тумбука. Это землянка или полуземлянка с жилым помещением, углубленным в грунт. Крыша трану тумбука опиралась на грунт, землянка имела только один выход. В настоящее время трану тумбука сооружаются лишь как временное пристанище для туристов и охотников. В трану тумбука постоянно живут и по сей день птицеводы на болотистых почвах, однако современные трану тумбука хоть и невелики по размерам, но строятся выше уровня грунта, имеют настоящую крышу и иногда отапливаются. Все жилища мальгашей ориентированы на запад. В старину особо уважаемых гостей усаживали к северу от очага, менее почетным считалось место к востоку, а самые младшие по положению или возрасту могли претендовать лишь на места к югу (Корнеев 1977: 72).

В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций.

 

Ремесла

Традиционная резьба по дереву одновременно напоминает скульптуру народов Океании (столбы «алуалу» высотой до 5 м и фигуры умерших на кладбищах у народов махафали и сакалава) и Африки (разнообразные маски и парные статуэтки). Национальная школа живописи сформировалась после получения независимости. Художники – Э. Рабесахала, В. Равелунануси-Разафимбелу, Л. Радзунус. Известно за пределами страны имя современного художника по батику Жана Баптиста.

Широко распространены ремесла и художественные промыслы: ткачество, плетение корзин, циновок, разнообразных чехлов, шляп и пр. из волокон пальмы рафии, камыша и тростника, изготовление из дерева домашней утвари, игрушек и сувениров, вышивка скатертей и изделий из шелка.

Тонкие ювелирные работы по золоту и серебру, гранение камней, а также торговля ими сосредоточены в руках мальгашских предпринимателей и мастеров.

Мальгашские кузнецы, работая несложным инструментом, изготовляют весь необходимый крестьянину инвентарь. При этом они используют меха совершенно иной формы, чем африканские чашечные. Мальгашские меха состоят из двух полых цилиндров с поршнями, двигая которые попеременно за ручки, помощник мастера нагнетает воздух и раздувает пламя в горне. Такие меха широко распространены среди народов Юго-Восточной Азии.

Причина того, что ткацкое ремесло не утратило своего значения, заключается в том, что мальгаши упорно сохраняют одну из принадлежностей традиционной одежды, так называемую ламба (большой прямоугольный кусок ткани, которым человек драпируется как плащом). Ламба ремесленного изготовления прочнее и красивее сделанной из европейских тканей. На неё нанесен красивый традиционный узор в виде полос. Шёлковые темно-красные ламба (ламба-мена) служат погребальными саванами. Они ценятся очень дорого.

Помимо тканей, из которых делают одежду, мальгашские ткачихи изготовляют декоративные ткани из волокон пальмы рафии — рабаны. Узоры рабанов очень сложны, красочны, разнообразны и напоминают переливы змеиной кожи. Такой эффект достигается особым способом окраски пряжи в разные цвета при помощи завязанных на ней в определенном порядке узелков. Этот метод, очень распространенный в Индии и Юго-Восточной Азии, в Африке встречается только у некоторых народов бассейна Конго.

 

Литература

Первые письменные памятники – исторические хроники «сурабэ», записанные на малагасийском языке с помощью арабской графики, – датируются 12 в. Национальная литература основана на традициях устного народного творчества, развивается на малагасийском и французском языках. Первые опубликованные литературные произведения – многотомная историческая хроника История королей (Ф.Калле, 1872–1883), романы Андрозикели (А. Равуадзанахари, 1896), Дитя Южного Океана и Зефина и Арманд (Ц. Радзаунах, 1897). Писатели – А. Андрайна, Э. Д. Андриамалала, Р. Радземиса-Раулисун, Э.Рандриамамундзи и др. поэты – Э. Андриандзафитриму, Ле Миозотис, Ж. Наривуни, Ж. Ж. Рабеаривелу, Ж. Ж. Рабеманандзара, Раду, Ж. Райнизанабулулуна, Ф. Ранайву, С. Ратани и др. Произведения ряда авторов в переводе на русский язык отечественного филолога Л. А. Карташовой изданы в 1970–1990-е. В начале 2000-х среди молодого поколения прозаиков выделяются Мишель Ракутусон (автор нескольких театральных пьес, роман Дадабе отмечен национальной премией), поэтов – Жан Паулхан и Эли Радзаунарисон.

 

Музыка и пение

Национальная музыка имеет давние традиции, сформировалась под влиянием арабской (гл. обр. египетской), африканской и европейской (прежде всего французской) музыкальных культур. В 20 в. на нее оказали влияние латиноамериканские мелодии и современная поп-культура.

Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы – неотделимая часть повседневной жизни малагасийцев.

Инструменты и стиль пения, а также значение музыки сильно разнятся, в зависимости от региона. Предполагается, что музыка жителей центрального нагорья ведёт свои истоки от австронезийской культуры, в то время как музыка побережных районов испытала сильное влияние африканских традиций.

Традиционным инструментом Мадагаскара считается валиха (малаг. valiha), струнный щипковый инструмент, изготавливающийся из полого отрезка бамбука. Содина (малаг. sodina) — бамбуковая флейта, имеющая от трёх до пяти дырочек, предположительным «предком» содины является малайская бамбуковая флейта сулинг. Кабоси (малаг. kabosy) — деревянная гитара, распространённая на острове, имеет от четырёх до шести струн и считается прямым «потомком» арабской лютни. Иногда кабоси называют мандолини (малаг. mandoliny). Другим распространённым инструментом является марувани (малаг. marovany) — деревянный ящичек с натянутыми внутри струнами, звучащий почти как губная гармоника.

На юге распространены такие инструменты как джеджи вуатува (малаг. jejy voatova), струнный инструмент с резонатором, наподобие африканского коба, и луканга (малаг. lokanga), трёхструнный смычковый инструмент.

Пение – сольное и хоровое. Помимо мадагаскарского танца салеги, распространены вальсы и танцы зук, квасса-квасса, сукус, а также сега – импровизированный сюжетный спектакль-танец в сопровождении музыки и характерного речитатива.

Хирагаси - народное творчество МадагаскараОсобенно популярны «хирагаси» – зажигательные театрализованные народные представления с песнями и танцами, которые проводятся уже несколько столетий. Их участники в определенном месте (театр, стадион, рынок) на протяжении целого дня состязаются в мелодичности и поэтичности исполнения, а также изяществе движений и костюмов, часто к ним присоединяются зрители.

В центральном нагорье, музыка играет не только духовную и развлекательную роль, но и политическую вкупе с образовательной, то что известно под названием хирагаси (малаг. хира: песня, малаг. gasy: мадагаскарский). Хирагаси длится весь день, на протяжении которого одна или две труппы показывают (состязаются) в музыкальном исполнении, танцах и ораторском искусстве. Традиция берёт своё начало в 18-ом веке, когда первый король Мадагаскара Андрианампоинимерина использовал труппы музыкантов, чтобы привлечь внимание к своим политическим выступлениям, будучи ещё принцем. После чего данные труппы, выступавшие уже без короля, стали включать элементы политической сатиры или просто критики в музыкальные номера. Во время хирагаси высок уровень вовлечённости аудитории, которая бурно выражает удовлетворение или недовольство мастерством музыкантов или ораторов, посредством аплодисментов, подбадриванием или улюлюканьем. Хирагаси использовались и французскими колонистами, чтобы донести наиболее важные политические новости до населения, не знавшего французского языка или не умевшего читать, в основном из глубинки.

После провозглашения независимости республики Мадагаскар, хирагаси начали считать олицетворением малагасийской культуры в целом, а не только горных племён. Несмотря на то, что в основном хирагаси распространён в центральном Мадагаскаре, он завоёвывает популярность и среди берегового населения. Большинство начинающих политиков прибегает к помощи трупп хирагаси для привлечения интереса населения к их выступлениям. В целом, труппы хирагаси не являются сторонниками той или иной политической партии, однако существуют и исключения. Одной из наиболее популярных трупп на данный момент является Рамилисун Фенуариву (фрагмент выступления).

Выступление хирагаси строго регламентировано, все труппы выступающие в данном жанре обязаны следовать данной очерёдности. Так же регламентированы мужские и женские костюмы, инструменты музыкантов (среди которых практически нет традиционных малагасийских инструментов) и даже название труппы.

Более 50 лет (до 2001) выступал на сцене флейтист Ракуту Фрах. Остаются популярными группа «Дама Махалеу» (Мамо) и ее основатель певец Дама (настоящее имя – Зафимахалеу Расулуфудраулулу), исполняющие песни на малагасийском языке с 1972. В нач. 2000-х особой популярностью пользуются певцы Бодо, Тарике и Тиана, музыканты Ж. Вали, С. Рабенирайни, Радзафи, М. Ракутумала, С. Растафанахи, Русси, а также музыкальные группы «Бара», «Амбундруна», «Паззапа».

 

Театр

Торжества в ознаменование важных событий и религиозные обряды малагасийцев издавна содержали театральные элементы. В колониальный период первая театральная постановка – спектакль-оратория на библейские темы «Каонсеритра» – была осуществлена в 1880 группой, созданной при Лондонской христианской миссии. Первые малагасийские актеры и драматурги – Р. Андриандзафи, Н. Рабемананцуа, Ж. Радзуру и А. Ракутубе. После получения независимости работали театральные труппы «Антананариву-театр» (в 1975 поставил на малагасийском языке «Ревизор» Н. В. Гоголя), «Аналаманга», «Жаннет» и др.

 

Кинематограф

Начал развиваться в 1970-е. Первые художественные фильмы – Происшествие (реж. Б. Рамампи, 1973), Азаказака (реж. Ж. Лемби, 1973) и Возвращение (реж. С. Рандрасина, 1975). В 1988 картина режиссера Раймона Радзаунаривелу Таба-Таба отмечена на кинофестивале в Каннах. В 1990-е пользовались популярностью фильмы Бенуа Рамампи (Несчастный случай, Цена мира) и кинорежиссера-документалиста Цилавина Ралайндимби.

 

Пресса, радиовещание, телевидение и Интернет

Издаются: на малагасийском и французском языках – еженедельная правительственная газета «Вауваун'ни тулум-бахуака» (Vaovaon'ny Tolom-Bahoaka – «Новости народной борьбы») и газета «Л'Экспресс де Мадагаскар» (L'expresse de Madagascar – «Экспресс Мадагаскара»); на французском – «Ля газет де ля гранд иль» (La Gazette de la Grand Ile – «Газета большого острова»), еженедельник «Дан ле медиа деман, ДМД» (Dans le media demain, DMD – «Средства массовой информации сегодня»), «Ле Котидьен» (Le Cotidient), «Ле Нувель» (Le nouvel – «Новость») и «Мадагаскар трибюн» (Madagascar Tribune – «Трибуна Мадагаскара»); на малагасийском языке – «Ни газетику» (Ni gazetico – «Моя газета») и др.

Правительственное «Национальное информационное агентство „Таратра"», АНТА (Agence nationale d'information „Taratra", ANTA – «Отражение»), действует с 1977. Национальные радиовещание и телевидение работает с 1931, передачи ведутся на малагасийском и французском языках (радио транслирует также передачи на английском языке). В 2003 насчитывалось 70,5 тыс. Интернет-пользователей.

 

Спорт

На международных соревнованиях по футболу Мадагаскар представляет национальная сборная. Команда принимает соперников на стадионе «Махамасина» (22000 мест). Федерация Футбола Мадагаскара проводит Чемпионат, Кубок и Суперкубок страны по футболу.

В 2007 году в Мадагаскаре проходили Игры Индийского Океана.

Также команды AS Adema и SO l’Emyrne внесены в Книгу рекордов Гиннеса: 31 октября 2002 года матч между этими командами закончился со счётом 149:0 в пользу AS Adema.

 

Кухня

Кухня Мадагаскара в основном состоит из рисовых блюд (вари) с гарниром (лаука). На юге иногда заменяют рис на толчёную высушенную кукурузу. Значительное влияние на малагасийскую кухню оказали кулинарные традиции Франции, Китая и Индии, и в меньшей степени восточно-африканские вкупе с арабскими.

На острове выращивают несколько сортов риса, и выделить один главный сорт затруднительно. Способы и результаты приготовления разнятся, начиная сухим рассыпчатым рисом и заканчивая рисом по консистенции похожим на ризотто (вари сусуа). Нередко те, кто может себе позволить, готовят несколько рисовых блюд для одного приёма пищи. В качестве замены обычной воде употребляют ранун’ампангу — остатки подгоревшего риса (дающего характерный аромат), залитые кипятком, а затем отфильтрованные и охлаждённые. Широко распространено традиционное тушение вари амин’анана состоящее из риса, мяса и нарезанной зелени. На завтрак рис могут слегка посыпать сахаром или обложить фруктами, или подать вместе с лаукой из жареных яиц и сосисок. Состоятельные люди иногда заменяют рис на французский хлеб и масло, не скупясь на сахар или подслащёное молоко при желании.

Гарниры, подаваемые в обычных малагасийских семьях, сильно зависят от времени года и доступных продуктов, выращиваемых в данном регионе. Список наиболее распространённых гарниров: вуанджубури (орех бамбара, тушёный со свининой), китуза (вяленые полоски мяса зебу с пряностями), трундру гаси (белая рыба, такая как треска, сайда, пикша или мерлуза, тушёная с цуккини и помидорами), румазава (говядина жареная с имбирём, томатами и луком, декорированная зеленью), царамасу (бобы вареные в томатном соусе) и всяческие морепродукты. В качестве пряностей и приправ употребляют чеснок, лук (разных сортов), имбирь, помидоры, неострое карри и соль. На побережье также используют кокосовое молоко, ваниль и гвоздику.

В отличие от африканской кухни, малагасийской не свойственны очень острые блюда, однако в последнее время появились острые соусы-полуфабрикаты, изготовляемые на побережье из традиционных фруктов (манго, лимон и др.), набирающие популярность в стране. С некоторыми из данных соусов подаётся популярный салат ласари караути, состоящий из бобов, капусты и моркови.

Уже упоминавшийся ранун’ампангу является наиболее популярным напитком среди малагасийцев. Широко распространён кофе и чай, на острове изготавливают вино и ром. Сырое молоко практически не употребляют, используя его на производство йогуртов и сыров.

Малагасийские десертные традиции берут свои истоки из кухни туземных племён с вкраплениями французской кухни. Таким образом, десертом может считаться любой свежий фрукт посыпанный сахарным песком, начиная от обычного яблока и заканчивая экзотическим плодом баобаба или эндемичным «пок-пок». На Мадагаскаре выращивают какао отличного качества, что не могло не сказаться на локальной кухне и особенно десертах, обусловив присутствие шоколада во многих сложных десертах и французской выпечке.

 

Компиляция материалов сайтов
Wikipedia
Энциклопедия "Кругосвет"

← Откуда взялись малагасийцы?Правда о Мадагаскаре →
Комментарии ()
    А 1904 году эскадра адмирала Рожественского сделала двухмесячную остановку на севере острова Мадагаскар. Место стоянки этих кораблей, включая легендарный крейсер "Аврора", на острове до сих пор называют «Русской бухтой».
    Наши проекты
    Регистрация