Бывать на Мадагаскаре жизненно необходимо!

Веб-журнал "ПИК: Политика и культура Украины ", 05.06.2008

Литератор, переводчик современной украинской поэзии, куратор литературных проектов Игорь Сид в миру является журналистом-африканистом. Наш разговор с ним был о Мадагаскаре.

В 1980-е – 1990-е годы Игорь посещал страны африканского региона в научных экспедициях в качестве биолога. Несколько лет назад он опять обратился к тропической тематике. Обосновывая свое возвращение растущей актуальностью и перспективностью связей с Чёрным континентом. Прежде всего в области культуры и бизнеса. В командировке от посольства Анголы он организовывал первый афро-украинский фестиваль – «Дни дружбы Ангола-Украина». А в этом году в Киеве (в Киево-Могилянской академии и в галерее «Лавра») прошла его фотовыставка о Мадагаскаре.

– Сид, Вы много лет занимались проблематикой тропических стран – как журналист, и как куратор культурных акций. Побывали и в ЮАР, и в Египте, и на Сейшелах, и в Индонезии... Однако последнее время все большее внимание уделяете именно Мадагаскару. Почему?

– Акценты расставлены не мной. Мадагаскар просто является эссенцией всех свойств тропического мира. Он самый таинственный, то есть наименее изученный, он самый разнообразный по климату и живому миру, он наиболее мистичный в плане духовной культуры населения и самый пёстрый в плане внешности этого населения и местной кухни. Там есть плоские саванны и скалистые горы, дремучие джунгли (по-научному, галерейные дождевые леса) и пустыни с кактусообразными осьминоговыми деревьями.
И при всём при этом у него – самое длинное и таинственное название из всех островов. Таинственное, потому что в нём, как в какой-то мантре, повторяются четыре одинаковые гласные. Трудно представить, чтобы Голливуд сделал мультфильм «Борнео» или «Бали»... Кроме того, Мадагаскар – это одновременно и остров, и отдельное независимое государство, – то есть, буквально, вещь в себе. Кстати, американский кинематограф не первый раз обращается к его образу или имени: у Вуди Аллена в «Проклятии нефритового скорпиона» используется волшебное заклятие: «МАДАГАСКАР»!

Все перечисленные качества Великого острова привели к тому, что он присутствует в литературе и искусстве большинства европейских стран, независимо от наличия у них контактов с Мадагаскаром. Но в первую очередь, разумеется, в культуре Франции, которая завоевала остров в 19-м веке. И теперь, через полвека после деколонизации, французы ностальгируют по нему, как по второй родине. Как правило, Мадагаскар возникает в текстах, на картинах, и в музыке и драматургии именно в качестве символического земного рая или некой Терра Инкогнита, куда хочется, но очень трудно попасть. Мы с коллегами собрали целую книгу из произведений русской литературы, замешанных на образе Мадагаскара – от Льва Толстого до Пригова. И приложением там будет, как яркий пример возникновения Мадагаскара в литературе украинской, фрагмент из романа Юрия Андруховича «Московиада»...

– Среди Ваши мадагаскарских фотографий есть такие, которые выглядят особенно загадочно. Почему, например, некоторые лемуры сидят – что на ветках, что на земле – в такой… «буддистской» позе?

– Этот вопрос задают буквально все зрители. Но всё очень просто. Биологический вид, о котором идёт речь – кошачий лемур, или катта. Перед рассветом в местах их обитания выпадает обильная роса. И шерсть бедных катт сильно отсыревает, становится практически непригодной для «ношения». Поэтому, дождавшись утреннего солнышка, лемуры садятся в позу лотоса, положив ручки на раздвинутые коленки, и как бы поют про себя, в уме, Гимн Восходящему Солнцу! Это действительно выглядит весьма медитативно, невозможно представить, что перед нами – явление природы, а не культуры...

– Игорь, то «почему именно Мадагаскар» мы обсудили, но, наверное, есть объяснение и тому, «зачем Мадагаскар»?

– Ответ в чём-то аналогичный. Поскольку Мадагаскар – типичная тропическая страна, самая-самая из всех, он является символом Юга. А Юг, в лице прежде всего стран Третьего мира – это ведь средоточие проблематики сегодняшнего и тем более завтрашнего дня. Поэтому, думая о Мадагаскаре, мы приближаемся к самым острым – и больным, и перспективным – темам современности. СПИД, голод, недостаток воды, экологические бедствия, политические и межконфессиональные конфликты… Мир цивилизованный должен понимать, что благосостояние, приобретённое за счёт грабежа остального человечества в тысячелетие колониальной эпохи, сегодня налагает обязательство – этому остальному человечеству помогать. В этом плане Мадагаскар – типичная «третья» страна. Ежегодно мы слышим в новостях о нескольких новых смертоносных циклонах и наводнениях на Острове. Периодически наводнения сменяются засухой, – ещё один результат деятельности технократического «белого человека». Даже такой страшный аспект Юга и Третьего мира, как международный терроризм, имеет отношение к Великому острову. Один из лидеров Аль-Каеды, близкий родственник Бен Ладена, по сведениям Интерпола, пробует обосноваться именно на Мадагаскаре.

– Несмотря на эти безусловные минусы, мало кто отказался бы от возможности посетить экзотический остров…

– Конечно же, достоинства и бонусы тропического мира превосходят собой все негативные моменты! Девственная тропическая природа и, с другой стороны, душевная чистота и жизнерадостность тамошних жителей – это именно то, чего недостаёт тому же самому цивилизованному миру. Недаром тот же голливудский мультик изображает – с определённой долей домысла, конечно – земной рай именно на Мадагаскаре.

Очевидно ведь, что развитие современной цивилизации делает ущербным и прерывистым контакт человека с его биологической средой. Это требует компенсаторных усилий, недаром во всём мире всё стремительнее развивается сфера туризма. В художественной литературе снова, – как во времена Античности с её периплами, то есть описаниями плаваний вдоль берегов, – всё больший размах приобретает жанр путешествий. Писатель Мишель Уэльбек во Франции (кстати, родившийся неподалёку от Мадагаскара, на Реюньоне), с его бестселлерами «Платформа», «Тенерифе», сборником эссеистики «Мир как супермаркет» – апостол этого движения... У нас в Украине назову, например, Ирэну Карпу с её «туристическими» романами. Надеюсь, что это направление продолжит расширяться.

Так что периодически бывать на каком-нибудь Мадагаскаре или Борнео, дышать первозданным воздухом и общаться с добрыми и мудрыми туземцами – становится для современного человека жизненной необходимостью.

Беседовал Александр Моцар

← Экспедиция в ЭдемАнтананариву - город танцев →
Комментарии ()
    А 1904 году эскадра адмирала Рожественского сделала двухмесячную остановку на севере острова Мадагаскар. Место стоянки этих кораблей, включая легендарный крейсер "Аврора", на острове до сих пор называют «Русской бухтой».
    Наши проекты
    Регистрация